Фильм "Спящая Красавица" рецензия. |
Студентка Люси (Браунинг)
— мечта идиота: умна, молчалива, красива до безобразия, при этом
принципиально согласна на все.
Пьет, когда нальют, дадут наркотиков — о’кей, какие-то типы решают бросить монетку, с кем из них ей сегодня спать, — тоже о’кей, почему нет. Возведенная в ранг жизненной доктрины пассивность и маленькая стипендия в конечном счете приводят ее в тайный клуб для травмированных жизнью пожилых богачей, где Люси сперва разносит бурбон без трусов, а удачно споткнувшись, получает повышение до «спящей красавицы». Работа несложная — надо выпить снотворное, раздеться, лечь, а через 12 часов очнуться и забрать гонорар.
Сделать фильм,
героиня которого почти все время голая, настолько асексуальным — само по
себе достижение. Что-то похожее, наверное, чувствуют во время секса под
местной анестезией: механика та же, визуальный ряд имеется, ощущений
при этом ноль, неизбежно начинаешь задумываться о подоплеке всех этих
нелепых телодвижений. Победитель Канн-2011 в неофициальной номинации
«Что это было?», «Красавица» обычно вызывает реакцию в диапазоне от
недоумения до бешенства. Почему она так раздражает, понятно: философски
осмыслять свой гормональный фон — мужская прерогатива, когда то же самое
пробует делать женщина, начинаются шутки про монологи вагины. За
нехваткой обидных слов дебютантку Ли, как когда-то и ее продюсера Джейн
Кэмпион, называют феминисткой — но это совсем мимо.
Феминистский взгляд на мир предполагает, что неодушевленным объектом женщину делает скотский мужской социум, бедная Люси же мраморная сама по себе — мужчины не виноваты, они слабые, иногда противные, но вреда от них не больше, чем пользы. То, что Люси не жаль этих периодически ползающих по ней доходяг, в конечном счете и есть ее главная проблема — по той же причине ей ни чуточку не жаль и себя. Что «Красавица» холодна, надменна и местами скучна — недостаток, простительный для режиссера, который нацелился, когда вырастет, стать Кубриком в юбке. К тому же детали — смешная сцена эпиляции, хороший рецепт быстрого завтрака (мюсли залить водкой), зарисовка про выбор губной помады (на ней как раз начинается массовое бегство фаллоцентристов из зала) — подсказывают, что Ли далеко не такой Кубрик, каким хочет казаться, и в теории способна не только задумчиво ощупывать себя руками в резиновых перчатках.
Дополнительный всплеск нежности можно испытать, заглянув в фильмографию артистки Браун, где «Красавица» идет сразу за «Запрещенным приемом» Зака Снайдера: кажется, как и ее героиня, милая девушка просто не в состоянии сказать «нет», когда перед ней кладут сценарий про бордель. А вы говорите — надуманные проблемы.